Категория:
30.05.2012

Это выражение довольно часто используется в процессе обучения, особенно подрастающих поколений. Его нередко можно услышать в школьной среде. С точки зрения смыслового значения, оно используется в значении безукоризненного владения какими-либо знаниями. То есть, речь идет о свободном их понимании и изложении. При этом, на первый взгляд кажется странным и не понятным, применение слов «зуб», «зубок» к характеристике уровня владения информацией. Другое дело, когда люди говорят, например, про еду: «попробовать на зуб», хотя и здесь всё звучит не очень корректно. Более того, когда дети тянут в рот всё, что, не попадя, как и норовят укусить разного рода несъедобные предметы, то это всё равно выглядит глупо. Взрослые постоянно пытаются воспрепятствовать таким шалостям. А тут вдруг речь о том, что знания, оказывается тоже можно попробовать на зуб!? Однако, на самом деле, есть в мире один предмет, который детей, как правило, мало интересует, а взрослые, есть его есть — не едят, но в случае возникновения сомнений в его подлинности, стараются попробовать на зуб. Речь идет о золоте. Как бы странно и, для кого-то даже дико, не звучало, но из века в век, одним из самых надежных способов проверки этого материала является придавливание его зубами. Дело в том, что этот элемент таблицы Менделеева имеет довольно мягкую структуру, кстати, в отличие от других представителей всё той же периодической системы русского ученого, которые используются для его имитации. Проще говоря, хочешь узнать, золотое у тебя в руках кольцо или нет, укуси его. На нем должен остаться след. А вот подделки золотых изделий, практически всегда изготавливаются из более твердого сырья. Отсюда и пошло выражение: «пробовать на зуб», или его аналог: «знать на зубок». А поскольку со временем, знания становились всё более ценными, то и к уровню их оценки, как-то само собой прилип один из этих афоризмов.