Категория:
29.05.2011

Ферязь

Ферязь происходит из арабского языка. Она представляла собой старинную русскую одежду, как мужскую, так и женскую. У нее были длинные рукава, однако, не было ни воротника, ни перехвата. Ферязь была парадной одеждой у бояр и дворян. Ее носили поверх кафтана. В 1680 году был издан указ, согласно которого в ферязи обязаны были являться ко двору бояре в определенные для этого дни. Так же это относилось к ближним людям царя, стольникам, стряпчим, дворянам и дьякам. Согласно указа об одежде, фрязь делилась на три разновидности. Это были золотые, бархатные и объяринные. В золотых ферезеях положено было праздновать Рождество, Благовещение, Троицу, Христово Воскресение и все подобные праздники. В бархатных ферезеях праздновали Воздвижение Честного креста, Пресвятые Богородицы Казанской, Сретенье Господне. А в объяринных ферезеях, которые делались из шелка, отмечали праздничные дни Сергия Чудотворца, Иоанна Златоустого, Григория Богослова, Трёх Святителей. Фрязь достигала 3 метров, была широкой в подоле, у нее были длинные рукава, которые весели до самого пола. Способ надевания этого наряда был интересен. Первоначально в рукав продевали одну руку, а другой рукав спускали вдоль фигуры до самой земли. Именно благодаря этому наряду появилось крылатое выражение «работать спустя рукава». На грудь фрязи обычно пришивали нашивки с завязками и кистями. Завязок было от трех до семи. На каждой нашивке была петля под пуговицу. Из-за этого немного позднее нашивки стали называть петлицами. По краю ферези пришивали круживо. У фрязи была обязательно подкладка, так называемая, «холодная ферязь», а иногда она был на меху и из дорогой ткани. Женская фрязь носила название «ферезея». Ее носили поверх рубашки. Женская фрязь могла не иметь рукавов. Алексей Михайлович очень любил ездовые ферези, то есть верхняя одежда с богатым украшением.