Категория:
03.01.2011

Эпитимия

Эпитимия произошло от греческого слова, которое означало «наказание». Так называли исполнение христианином, который исповедался, каких-либо дел благочестия. Это была своего рода нравственно-исправительная мера для искупления прегрешений. Назначаемая эпитимия, различалась в зависимости от совершенного греха, от возраста прегрешившего, от его положения и степени раскаяния. Большей частью она назначалась священником, для того, чтобы совершить добродетель, причем противоположную совершенному греху. Однако, считалось, Бога не удовлетворить этой мерой за грехи, поэтому эпитимию не налагали, если человек чистосердечно раскаивался и обещал не повторять грехи. Сейчас эпитимия практически не налагается только в редких случаях, и если священник считает, что ни к отчаянию, ни к лености и нерадению эпитимья не приведет. Бывает, что наложение наказания может быть непосильно в осуществлении для человека. В православии читают, что эпитимия – это не наказание за совершенные грехи, а своего рода «врачевание духовное». При этом стоит помнить, что эта мера составляет безусловной необходимости при совершении исповеди. В зависимости от тяжести греха назначается определенная эпитимия, конкретной степени и продолжительности. Однако, она все равно зависит от усмотрения духовника. Суровые эпитимии предпочитали древние каноны. Но в современном мире они не применяются. После того, как человек исполнит назначенную ему эпитимию, он будет прощен и возвращен к церкви предельно чистый душей. В дореволюционной России была особая форма такого наказания, которое налагалось гражданским судом на основании уголовных законов за вероотступничество и пробные преступления против Бога. Способы исполнения и контроля такого наказания осуществлся епархиальными властями, получавшими решение суда.